Олимпиадные задания по биологии
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из
которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.
Отметьте верный ответ, подчеркнув его.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 40)
1. Основным структурным и функциональным
элементом организма человека является:
а – Орган; б – Клетка; в – Ткань.
2. Кто из перечисленных ученых предложил
термин «экология» и дал определение этой науке?
а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;
в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.
3. Насекомых среди других членистоногих
можно узнать по наличию у них:
а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;
в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.
4. Наследственная информация в клетке
зашифрована в молекулах:
а – АТФ; б – ДНК; в – Белков.
5. Какова роль организмов-разрушителей в
круговороте веществ в природе?
а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;
б – Служат пищей для растений;
в – Создают органические вещества из неорганических;
г – Обогащают атмосферу кислородом.
6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:
а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.
7. Главный признак царства грибов:
а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного
вещества;
в – Питание готовыми органическими веществами;
г – Клеточное строение организмов.
8. Транспортную функцию в организме
выполняет:
а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.
9. Растения, достигшие в процессе эволюции
наиболее высокого уровня организации, это:
а – Покрытосеменные; б – Голосеменные;
в – Папаротниковидные; г – Моховидные.
10. Гладкая эндоплазматическая сеть
участвует в образовании:
а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.
11. Микориза:
а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;
в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.
12. К теплокровным животным относятся:
а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся.
13. Растения класса однодольных имеют:
а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;
б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую
систему;
в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;
г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.
14. Скопление тел нейронов за пределами
центральной нервной системы называется:
а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы.
15. О единстве органического мира
свидетельствует:
а – Связь организмов со средой;
б – Приспособленность организмов к среде обитания;
в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных
царств
живой природы;
г – Взаимосвязь клеток в организме.
16. Только для живых организмов характерно:
а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;
в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.
17. Грибы питаются:
а – Образуя на свету органические вещества;
б – Готовыми органическими веществами;
в – Только органическими веществами живых организмов;
г – Поселяясь на продуктах питания.
18. Размножение грибов, мхов, папоротников
осуществляется:
а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;
в – С помощью семян; г – С помощью черенков.
19. Кто из перечисленных ученых создал
учение о биосфере?
а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;
в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.
20. Раздел ботаники, изучающий мхи:
а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.
21. Клетка, в которой нет оформленного
ядра, принадлежит:
а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.
22. Мышцы крепятся к костям при помощи:
а – Надкостницы; б – Сухожилий; в – Хрящей.
23. Образование органических веществ из
неорганических происходит в процессе:
а – Дыхания; б – Передвижения веществ;
в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.
24. Основная функция митохондрий:
а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.
25. В отличие от организмов всех царств
живой природы вирусы:
а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;
в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.
26. Организмы, питающиеся готовыми
органическими веществами, тело которых
состоит из гифов, - это:
а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.
27. Наиболее распространенными элементами в
клетках живых организмов являются:
а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;
в – Углерод, фосфор, водород, кислород.
28. Факторы неживой природы:
а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;
в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.
29. Клеточная мембрана:
а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;
б – Непроницаема; в – Полностью проницаема для любых веществ.
30. Железы внутренней секреции выделяют в
кровь:
а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.
31. Какая клетка изображена на рисунке?
а – Грибная; б – Животная; в – Растительная; г – Бактериальная.
32. Лес и водоем имеют много общего, так
как они:
а – Представляют собой природные сообщества;
б – Представляют собой искусственные сообщества;
в – Заселены сходными видами растений и животных;
г – Расположены недалеко друг от друга.
33. Мхи в процессе эволюции достигли более
сложного строения по сравнению с:
а – Папоротниками; б – Грибами ;
в – Водорослями; г – Лишайниками.
Вставьте пропущенное слово:
34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны
в период...................... клетки.
35. Организмы, питающиеся растительной
пищей, называют ……………первого порядка.
36. Одной из отличительных черт человека
как биологического вида является членораздельная……....
37. Укажите название объекта экологии по
составляющим его компонентам:
Биотоп + биоценоз = ………………………..
38. Большинство клеток состоит из ядра и
цитоплазмы, покрытых снаружи……….
39. В любом сообществе существует
ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных
организмов, которые называются…….…...
40…..……. – наука о строении человеческого
тела.
Задание 2.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20 ).
1. Какова структура и функции ядра
клетки?
2. На какие группы условно подразделяются
факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти
группы?
3. Перечислите существующие царства
живого.
4. Чем отличаются понятия «местообитание»
и «экологическая ниша»?
5. В чем различия между понятиями:
«сообщество» и «экосистема»?
6. В чем проявляется приспособленность
цветковых растений к опылению насекомыми?
7. Перечислите основные признаки живых
существ.
8. Какими свойствами обладает водная среда
обитания?
9. Какова организация (структура) любой
экосистемы?
10. Как осуществляется взаимодействие
клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
Задание 3.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 60 ).
1. Чем клетки человека и животных
принципиально отличаются от клеток растений?
2. Почему чем сложнее система, тем выше ее
устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в
сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей,
сорняков и болезней?
3. Какой тип растительного сообщества
(фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь
характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш
выбор.
4. Перечислите уровни организации живого
вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?
5. Какие признаки свидетельствуют о том,
что лишайник – симбиотический организм?
6. Ученые считают, что в процессе эволюции
доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование
мембраны. Объясните почему?
7. Почему человек разводит, в основном,
растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.
8. Большинство водорослей зеленого цвета,
однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
9. Почему биологическое разнообразие
играет большую роль в сохранении биосферы?
10. На рисунке показаны два проростка
одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по
сравнению с условиями развития проростка (Б).
11. Что произойдет, если в природном
сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?
12. С какой целью человек создает
заповедники и заказники?
13. Как практически человек использует
явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными
вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры.
Какой вывод можно сделать из этого?
14. Чем объясняются различия в строении
скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?
15. В чем основные особенности строения
вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой
природой?
Задание 4.
1. Каковы последствия уничтожения хищников
ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для
сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы,
освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый
результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое
время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?
2. Какие экологические проблемы биосферы
являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры.
Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите
возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.
3. Некоторые виды грибов имеют зеленую
окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в
клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.
Задание 1
Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4
– б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;
10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19
– б; 20 – а;
21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а;
30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.
Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 –
консументы; 36 – речь;
37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.
Задание 2
Задание 3.
Задание 4.
|
Олимпиадные
задания по биологии для 6-7 класса
Тестовые
задания по теме: Бактерии и Вирусы
Выберите
правильные варианты ответов на следующие вопросы.
1.Молочнокислые
бактерии относятся к группе:
А –
паразитов Б – сапрофитов В – симбионтов Г – автотрофов.
2. Клетки
бактерий отличаются от растительных клеток:
А –
отсутствием клеточной стенки Б – отсутствием цитоплазмы
В –
отсутствием ядра Г – отсутствием ядерного вещества.
3.Симбионты
– это организмы, которые питаются:
А – мертвыми
органическими веществами
Б – при
помощи другого организма
В –
гетеротрофно Г – растворенными в почве веществами.
4. Спора
бактерий – это приспособление к:
А –
размножению Б – перенесению неблагоприятных условий
В – питанию
Г – передвижению.
5. Одиночные
округлые бактерии называются:
А -
стрептококки; Б - кокки; В – бациллы; Г - вибрионы
6.Бактерии
относятся к организмам:
А)ядерным
Б)доядерным В)многоядерным
7.Бактерии-аэробы
– те которые нуждаются:
А)в воде
Б)кислороде В)пище Г)тепле
8.Бактерии
округлой формы называют:
А)кокки
Б)бациллы В)спириллы Г)вибрионы
9.Клубеньковые
бактерии являются симбионтами бобовых растений, так как:
А)живут на
корнях бобовых Б)поглощают азот из воздуха
В)помогают
усваивать азот бобовым растениям
Г)получают питательные
вещества из тканей корня
10.Бактерии-анаэробы
– те, которые не нуждаются:
А)в пище
Б)тепле В)кислороде Г)воде
11.Самая
древняя группа живых существ на Земле:
А)растения
Б)бактерии В)грибы Г)животные
12.Бактерии
палочковидной формы называются:
А)спириллы
Б)вибрионы В)кокки Г)бациллы
13.Споры
бактерий – это приспособление:
А)к
размножению Б)распространению
В)переживанию
неблагоприятных условий Г)питанию
14.Патогенные
бактерии относятся к группе:
А)автотрофы
Б)сапрофиты В)симбионты Г)паразиты
15.Цианобактерии
называют сине-зелёными водорослями потому, что они:
А)одноклеточные
Б)содержат хлорофилл
В)обитают в
воде Г)способны к фотосинтезу
16.
Размножаются путём встраивания своей молекулы ДНК в молекулу ДНК клетки-хозяина
А) бактерии
Б) вирусы В) водоросли Г) простейшие
17.
Существа, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность
проявляется только в клетках других организмов, относят к группе
А) бактерий
Б) вирусов В) водорослей Г) простейших
18.
Размножение вирусов происходит
А) половым
способом Б) вегетативным способом
В) в клетках
живого организма Г) с помощью спор
19. Не имеют
клеточного строения
А)
сине-зеленые Б) вирусы В) бактерии Г) простейшие
20. Бактерии
– сапрофиты питаются:
А) живыми
клетками; Б) органическими веществами мёртвых организмов;
В)
неорганическими веществами.
21. Симбиоз
– это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:
А) нет
выгоды обоим;
Б) выгодно
обоим;
В) одному
выгодно, другому – нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий